Сердечная недостаточность

Кардиология1
Кардиология2
Кардиология3

Сердечная недостаточность (СН) – это патофизиологическое состояние, при котором нарушается сократительная (насосная) функция сердца. В результате оно не может обеспечивать организм достаточным количеством содержащегося в крови кислорода. Эта патология может иметь острое и хроническое течение. При сердечной недостаточности лечение должно назначаться как можно раньше. Терапия направлена в первую очередь на те заболевания, осложнением которых стала СН.

Причины и симптомы сердечной недостаточности

Чаще всего к нарушению насосной функции сердца приводят артериальная гипертензия и ИБС (ишемическая болезнь сердца). Синдром СН может также развиваться при кардиопатии, миокардитах, мерцательной аритмии, тяжелых инсультах и инфарктах, анемии.

Характерные симптомы сердечной недостаточности:

• Одышка. Вначале трудно дышать только при физической нагрузке, затем и в состоянии покоя;
  • Ночные приступы удушья. Это так называемая сердечная астма, которая может также возникать после нагрузки;
  • Быстрая утомляемость. Нехватка сил часто ощущается даже после ночного отдыха;
  • Приступы кашля. Возникают в основном при нагрузке;
  • Сердцебиение. Появляется ощущение, что сердце «выскакивает» из груди;
  • Признаки застоя в большом круге кровообращения. Проявляются набуханием вен шеи, посинением губ и ногтей, болями за грудиной, отеками стоп и голеней.

Даже при незначительных признаках сердечной недостаточности лечение необходимо начинать без промедления. Без квалифицированной медицинской помощи может развиться состояние, угрожающее жизни.

Для распознавания сердечной недостаточности по показаниям могут назначаться:

• Физикальное исследование. Врач осматривает кожные покровы и видимые слизистые. Пальпирует и простукивает внутренние органы. Оценивает данные аускультации (прослушивания работы сердца фонендоскопом).
  • Лабораторная диагностика. Кардиолог может назначить исследование крови и мочи, а также анализ на натрийуретический пептид.
  • Электрокардиография (ЭКГ). Исследование помогает обнаружить признаки гипертрофии отделов сердца, наличие рубцовых ишемических изменений.
  • Эхокардиография (УЗИ сердца). Этот метод считается основным при диагностике ХСН (хронической сердечной недостаточности).
  • Холтеровское мониторирование. Проводится при наличии или вероятностью симптомов, связанных с аритмией. Помогает также установить эпизоды ишемии миокарда
  • .
  • Рентгенологическое исследование. Дает возможность обнаружить признаки венозного легочного застоя.
  • Сцинтиграфия миокарда. Это исследование помогает выявить замедление скорости кровотока.

Пациенту с подозрением на ХСН могут также назначаться нагрузочные тесты с ЭКГ. Они помогают выявить симптомы сердечной недостаточности у взрослых и отследить эффективность лечения.

Лечение сердечной недостаточности

При развитии острой СН больного срочно госпитализируют. Врач может назначить такому пациенту несколько групп лекарственных препаратов:

• сердечные гликозиды;
  • ингибиторы АПФ;
  • бета-адреноблокаторы;
  • антагонисты минералокортикоидных рецепторов;
  • гликозиды;
  • диуретики и прочие медикаменты.

Кроме того, при ХСН, как и при других видах сердечно-сосудистых патологий, рекомендуется откорректировать питание, снизить вес (при ожирении), избавиться от вредных привычек.

В нашем медицинском центре пациентов с ХСН тщательно обследуют и лечат с применением современных терапевтических методик. В клинике работают врачи-кардиологи с большим практическим опытом в области диагностики и лечения сердечной недостаточности, а также вызвавших этот синдром заболеваний.

Записывайтесь на прием к кардиологу по телефону (3412) 52-50-50. Либо заказывайте обратный звонок. Для записи к врачу можно также заполнить онлайн-форму.