Лечение неспецифического язвенного колита кишечника

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 1
Слайд 2
Неспецифический язвенный колит (НЯК) – воспалительное заболевание, при котором на слизистой оболочке кишечника постоянно появляются язвы, патологический процесс затрагивает толстую ободочную и прямую кишку. Однако он может распространяться вглубь стенки органа на подслизистый и мышечный слои.

При отсутствии лечения, НЯК может привести к перфорации (разрыву) стенки кишечника, кровотечению и перитониту. Наиболее опасным осложнением является токсический мегаколон – чрезмерное расширение участка толстой кишки, спровоцированное параличом ее мышечного слоя.

В развитии заболевания играют роль две группы факторов:
  • иммунные, когда патогенные микроорганизмы активируют иммунную защиту, а также вызывают аутоиммунные нарушения, заставляющие организм вырабатывать антитела на собственные клетки;
  • наследственные – заболевание гораздо чаще возникает у тех людей, чьи родственники уже страдают неспецифическим язвенным колитом.
Провоцирующими моментами могут стать снижение иммунитета, нерациональное питание, вредные привычки.

Болезнь различают по характеру течения патологического процесса.
  • Острая форма, особенно молниеносная (фульминантная), отличается быстротой развития клинических симптомов, их степенью тяжести и ранним развитием осложнений.
  • Хроническую форму болезни разделяют на рецидивирующую и непрерывную. Их отличия только в длительности периодов ремиссии. При рецидивирующей форме она составляет 3-6 месяцев, а при непрерывной – всего несколько недель.
Кроме того, НЯК различают по локализации:
  • Тотальный неспецифический язвенный колит. Патологический процесс поражает всю слизистую толстого кишечника.
  • Левосторонний колит. Воспаление нисходящей части толстой ободочной кишки.
  • Дистальный колит (проктит или проктосигмоидит). Воспаление сигмовидной и/или прямой кишки.

Симптомы неспецифического язвенного колита

Выраженность клинических признаков зависит от формы заболевания, его степени тяжести, распространенности и локализации патологического процесса.

Основные симптомы неспецифического язвенного колита кишечника:
  • сильные спастические боли в животе;
  • ложные позывы к испражнению (тенезмы);
  • диарея с примесью крови, слизи и гноя.
При тотальном поражении толстого кишечника ухудшается общее состояние человека. Появляется лихорадка, при которой температура может варьировать в пределах 37-390С, общая слабость и боли в суставах.

При средней и тяжелой форме заболевания нередко возникают различные внекишечные симптомы:
  • полиартрит (воспаление суставов);
  • дерматологические патологии – пиодермии (гнойнички на коже) и узловатая эритема (множественные мелкие узлы, чаще всего на коже голеней);
  • поражение глаз – ириты (воспаление радужной оболочки), иридоциклиты (воспаление сосудистой оболочки), кератиты (воспаление роговицы);
  • заболевания печени – гепатиты, циррозы, жировая дистрофия;
  • воспалительные процессы на слизистой ротовой полости – стоматит, гингивит, глоссит.
На фоне хронического течения болезни у пациента постепенно развивается дистрофический синдром. Он теряет в весе. Кожа становится сухой и бледной. Из-за сопутствующего авитаминоза начинают выпадать волосы, ухудшается состояние ногтей.

При обследовании пациента с подозрением на неспецифический язвенный колит врачи могут назначить следующие диагностические мероприятия:
  • колоноскопия – исследование толстого кишечника с помощью эндоскопа;
  • ирригоскопия – рентгенконтрастный метод, который проводят путем ректального введения раствора бариевой смеси с последующей рентгенографией;
  • КТ (компьютерная томография).
При колоноскопии обязательно проводят биопсию – забор ткани с поврежденного участка стенки толстой кишки для цитологического и гистологического исследования.

Дополнительно пациенту могут назначить ряд лабораторных тестов:
  • копрограмма;
  • анализ кала на скрытую кровь;
  • бактериологический посев;
  • общий анализ крови;
  • биохимический анализ крови.
Конкретную схему обследования разрабатывает врач, исходя из клинической картины и состояния больного.

Лечение язвенного колита кишечника

Основные цели терапии при НЯК – снижение интенсивности воспалительных явлений, а также профилактика осложнений и обострений. Лечение неспецифического язвенного колита кишечника может быть консервативным и хирургическим.

При обострении пациенту назначают диету, а в тяжелых случаях переводят на парентеральное питание – внутривенное введение препаратов.

Схему лечения разрабатывает врач в индивидуальном порядке, учитывая симптоматику и состояние пациента. Препараты нужно принимать только по назначению специалиста, но ни в коем случае не заниматься самолечением.

При неэффективности консервативного лечения и диеты, а также в случаях развития осложнений, врачи прибегают к оперативному вмешательству – иссечению пораженного участка толстого кишечника.

Лечение в клинике Елены Малышевой

Если у Вас появились резкая боль в животе и диарея, не занимайтесь самолечением, а сразу обратитесь к гастроэнтерологу. В клинике Елены Малышевой проведут полное обследование и назначат необходимое лечение. Чем раньше Вы обратитесь за квалифицированной медицинской помощью, тем легче будет лечить патологию. Вы сможете быстрее справиться с болезнью.

Записывайтесь на прием прямо сейчас – позвоните по телефону (3412) 52-50-50 или заполните форму обратной связи.

Первичная консультация гастроэнтеролога Князевой Б.Г. к.м.н. и осмотр 1500 Р
Повторная консультация гастроэнтеролога Князевой Б.Г. к.м.н. и осмотр 1100 Р

Врачи отделения

Князева Бэла Григорьевна

Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе, врач – терапевт высшей квалификационной категории, врач –гастроэнтеролог, к.м.н.

Ондос Шауки Ахмадович

Научный консультант, врач гастроэнтеролог-гепатолог, врач гепатолог, к.м.н.

Заболевания, которые мы лечим